О предприятии
Документы
Наши краны
СКАТ-50
СТ 2-2-40
Сокол 80
Сокол 80.01
Публикации
Дилеры
Лизинг
Фотоальбом
Пресс-архив
Контакты
Поиск по сайту:

Полезные статьи

Автомобильный кран

Автомобильный кран - агрегат, состоящий из стрелового крана, который в свою очередь смонтирован на базе шасси грузовых автомобилей.
В настоящий момент автомобильные краны ...
Подробнее...

Самоходный кран

Стреловый самоходный кран состоит из башенно-стрелового кранового оборудования и шасси самоходного гусеничного либо пневмоколесного типа. Данный вид крана получил огромную популярность...
Подробнее...

Кран на железнодорожном ходу

Кран на железнодорожном ходу представляет собой железнодорожную платформу с дополнительным оборудованием, опорно-поворотную платформу, на которой установлены крановые ...
Подробнее...

  10 лет: полет нормальный!

(846) 260-08-67
260-08-70
260-03-18
РТ-Трибуна. 19.05.99

10 лет: полет нормальный!
На самарском ОАО "Сокол" создают краны уникальной грузоподъемности

Николай Павлович КУЗЬМЕНКО - генеральный директор ОАО "Сокол". Родился в 1945 году. Окончил Куйбышевский акционерный институт. Работал токарем, слесарем, конструктором на Куйбышевском моторном заводе. С 1970 года - в объединении "Нижнекамскшина". Вырос до главного инженера предприятия. Затем год проработал начальником оперативно-технического отдела Ульяновского авиационного комплекса, а с 1979 года - на Куйбышевском механическом заводе №1 (ныне ОАО "Сокол").

Н. Кузьменко в 1998 году присуждена премия правительства Российской Федерации за освоение и серийный выпуск уникальных кранов грузоподъемностью 40, 60 и 100 тонн.

Телеграмма министра путей сообщения пришла под самый Новый год. И это было не просто поздравление с праздником. Это была оценка труда предприятия. "В короткий срок коллективом предприятия ОАО "Сокол" были разработаны и изготовлены отечественные грузоподъемные машины нового поколения, тем самым создана предпосылка перехода от импортного краностроения к отечественному и отказа от запуски железнодорожных и гусеничных кранов большой грузоподъемности за рубежом".

Говоря другими словами, министерство путей сообщения решило оснащать железные дороги страны именно самарскими кранами. А значит, будут заказы, будет работа - завод продолжит свое развитие. Что может быть в наше время ценнее?

ОАО "Сокол" почти пятьдесят лет краны делает. И разные. Но вот железнодорожные ни разу не производил.

Когда "Сокол" вышел на МПС, у министерства уже был договор с питерским "Спецмашем": его конструкторы разрабатывали кран. Но сроки затягивались. Для железнодорожников "Сокол" оказался как нельзя кстати. Конкурент дороге нужен, как та щука в озере, чтобы карась не дремал. Объявили тендер. Но надо же, выигрывал невеликий самарский завод.

Мы, - говорит Николай Кузьменко, - цену установили на пределе рентабельности. Этим и взяли.

Предполагалось, что самарцы будут делать кран по документации питерцев. Но кто же отдаст свои разработки конкурентам? Три месяца ждали. Но дождались. Тогда Кузьменко решил разработку крана взять на себя.
- Сколько вам нужно времени на это? - поинтересовались в министерстве.
- На все про все - девять месяцев.
- На разработку?
- На разработку документации и выпуск первого опытного образца.

Удивление было неописуемым. Ведь в министерстве не мальчики с улицы сидят. Специалисты, люди опытные. Вот тоже питерский завод, обладающий огромнейшими возможностями как техническими, так и интеллектуальными, четыре года занимается краном. А тут - девять месяцев, что ребенка выносить. Не меньше трех лет надо!

Но с Кузьменко спорить не стали: хочешь сломать себе шею - ломай! Дали задание сделать один кран.

Конечно, и на заводе понимали, что груз, который они взваливают на свои плечи, может и их же придавить. Но были почти уверены: успеют. В помощь своим конструкторам привлекли инженерные силы с других предприятий и организовали работу по блочному принципу: конструкторы разрабатывают блок, который тут же проходит техническую экспертизу и идет в цех на изготовление. Вообще-то это такая работа, что игра втемную. Большой риск. А может быть, и авантюра. Практически никто не знал, каким будет в итоге кран. И будет ли он вообще.

Но кран "Сокол-80" появился. И в строго намеченные сроки.

В декабре 1997-го кран был собран, в январе 1998-го - испытан, в марте прошел государственные испытания.

Такие темпы. Физические, моральные издержки которые пришлось положить на алтарь создания новой машины для директора, его ближайшего окружения, многих рядовых работников, были весьма большими. Кузьменко со своими помощниками сутками пропадал на заводе. На испытаниях "Сокол-80" покорил. Кран - на гусеничной базе самоходной артиллерийской установки по-военному маневренный, имеет высокую проходимость. Он незаменим при аварийных работах на железнодорожной дороге, может перемещать тяжелые грузы в условиях бездорожья, в труднодоступной местности. И надежен - оснащен микропроцессорными приборами безопасности. А еще важно то, что полностью изготовлен из отечественных комплектующих. Каждый производственник понимает, насколько нынче дорого ремонтировать импортное оборудование. А здесь -все свое.

Еще до государственных испытаний МПС заказало "Соколу" изготовлении шести таких машин и разработку специального крана на железнодорожном ходу на базе немецкого крана ЕДК - 500.

По уже установившейся традиции на разработку и изготовлении новой машины взяли 9 месяцев. Счастливое число, зачем от него отказываться. Кран детали в кооперации с тихорецким заводом, располагающим своими железнодорожными путями. Там и приходиться выполнять завершающие работы. Нерационально. Нашли производственные мощности с подъездными путями в Самаре. Получился не кран, а сказка. В общей сложности применение "Сокола-80-01" (ЕДК-500/ТС) увеличивает производительность труда в 8-10 раз.

Сегодня "Сокол" - передовое предприятие, производящее современные подъемные краны различной грузоподъемности. А в 1979-м, когда Н. Кузьменко был назначен сюда директором, завод представлял собой большие мастерские. Шесть лет до этого предприятие не выполняло план. Три директора пытались поправить дело, но тщетно. И вот пришел Кузьменко. Молодой, энергичный, полный сил и здоровья. И идей.

В первую очередь Кузьменко наладил дисциплину: всех пьяниц - с завода вон. Тогда ему говорили: а где других, хороших найдешь, кто в такую шарашкину контору пойдет?

А Кузьменко в ответ: "В шарашкину контору - только пьяницы, а вот на настоящий завод люди достойные".

Механический завод №1 первым в Советском Союзе начал выпускать современные краны с телескопической стрелой. Дело было новым, одним его не поднять. Работали с японской фирмой "Тадано". Заключили с ними довольно хитрый договор. Он предусматривал ежегодное обновление спецификации. Другими словами, последовательное внедрение своих узлов. Понимали: в противном случае так и останутся придатком японской фирмы. Отказались так же от закупки японского оборудования. Договорились с Иваноывским станкостроительным (он тогда гремел) и с его помощью оснастили цех для производства телескопической стрелы.

С разрушением централизованной экономики предприятие оказалось без валюты. Закупать импортные составляющие было не на что. Но к тому времени эта необходимость почти полностью отпала. Сами уже производили почти 92 процента комплектующих… тогда завод освоил выпуск современных кранов грузоподъемностью 25, 32, 40, 60, 100 тонн, которые с успехом использовали нефтяники, газовики, монтажные и строительные организации.

Кстати, в прошлом году Кузьменко был удостоен премии правительства Российской Федерации за освоение и серийный выпуск этих уникальных кранов. Долго награда "Искала героея", но все же нашла. Как говориться лучше поздно чем никогда.

К слову сказать, с наградами Кузьменко не везет. Четырежды представлялся к орденам, но все находились такие обстоятельства, которые затем перечеркивали заслуженное. Первый раз "отозвали" орден в связи с тем, что после десяти лет работы на шинном заводе посмел уехать в Самару для работы на мехзаводе. Второй раз из списка награжденных Кузьменко был вычеркнут за то, что разрушил кооперативные планы главка, освоив изделия, которые раньше производил один из ульяновских заводов. Третью награду "Съела" жалоба в народный контроль, написанная одним из обиженным им пьяниц, четвертую… Но по всем этим поводам Николай Кузьменко и не очень то переживал: сочтемся славою!

А сейчас у Кузьменко новая идея: совместно с иностранцами освоить самоходный кран, который бы можно было поставлять на экспорт. Собирается с главным инженером Виктором Павленко в Италии провести решающий раунд переговоров. И я уверен, что контракт будет заключен. Если в этот раз не с итальянцами, то чуть позже. Но обязательно будет заключен. И первые российские краны пойдут за границу.

Не такой Кузьменко человек, что отступать.

Владимир БАБЕНКОВ.
(Соб. Корр. "Трибуны").
САМАРА


Для печати



О предприятии | Наши краны | Пресс-архив | Контакты
Российская федерация, 443079, г.Самара, ул. Революционная, 101
Телефон: (846) 260-08-67 (приемная), 260-08-70 (факс)
Электропочта: sokol-kran@mail.ru
© Copyright 2006—2012 ОАО «СОКОЛ»,
© Разработка: InternetElite, © Дизайн: Бойков Илья
Яндекс.Метрика