О предприятии
Документы
Наши краны
СКАТ-50
СТ 2-2-40
Сокол 80
Сокол 80.01
Публикации
Дилеры
Лизинг
Фотоальбом
Пресс-архив
Контакты
Поиск по сайту:

Полезные статьи

Автомобильный кран

Автомобильный кран - агрегат, состоящий из стрелового крана, который в свою очередь смонтирован на базе шасси грузовых автомобилей.
В настоящий момент автомобильные краны ...
Подробнее...

Самоходный кран

Стреловый самоходный кран состоит из башенно-стрелового кранового оборудования и шасси самоходного гусеничного либо пневмоколесного типа. Данный вид крана получил огромную популярность...
Подробнее...

Кран на железнодорожном ходу

Кран на железнодорожном ходу представляет собой железнодорожную платформу с дополнительным оборудованием, опорно-поворотную платформу, на которой установлены крановые ...
Подробнее...

  ЕСТЬ У "СОКОЛА" МЕЧТА - ВЫСОТА

(846) 260-08-67
260-08-70
260-03-18
Трибуна. №162, 12.09.01

 
Самарскому предприятию, выпускающему краны высокой грузоподъемности и специального назначения, - 60 лет



Почему этот некогда военномеханический завод нарекли "Соколом"? Наверное, по двум причинам. Во-первых, показать, что продукция предприятия ведет свои работы на высоте птичьего полета - ведь подъемные краны выпускают. А во-вторых, хотелось, видимо, чтобы этот завод в новых, совершенно незнакомых условиях рыночной экономики взмывал вверх, как птица-сокол.

И не ошиблись авторы названия. Ведь взмыл. Но не благодаря своему имени, а в результате упорнейшей работы руководителей, инженеров, рабочих. Иными словами - коллектива ОАО "Сокол".

Военно-механический завод свое место на территории Самарской области нашел случайно. С началом Великой Отечественной его эвакуировали из столицы Украины. Местом дислокации был определен город Оренбург. Так получилось, что платформы с заводским оборудованием застряли на станции Куйбышев. И ни назад, и не вперед. Железная дорога забита. Пропускают только особо важные грузы. Механический к таковым не относиться. Вот и решило московское начальство обосновать завод в Куйбышеве. С этого времени и отсчитывается история предприятия.

Представьте, в сентябре начали разгружать в чистом поле платформы с оборудованием, а в декабре завод рапортовал об изготовлении первых 100 автобензозаправщиков, 125 водомаслогреек и 100 станков для 37-миллиметровых танковых пушек "Гочкисовых". Условия военного времени не давали возможности на раскачку.

Впрочем, и сейчас, в сугубо мирное время, завод работает по жесткому графику военного лихолетья. По-другому, как здесь считают, и нельзя: не выживешь в условиях жесткой конкуренции.

Это сейчас "Сокол" - передовое предприятие с высокой технологической и производственной дисциплиной. Но я его помню этакой шарашкиной конторой, "пьяным заводом". Директора меняли один за другим, специалисты и рабочие разбегались.

Позитивные перемены начались с появлением в 1979 году Николая Кузьменко. Пришел он сюда на должность главного инженера, имея за плечами, не смотря на свои тридцать с небольшими, серьезный опыт. Он к тому времени успел поработать и токарем, и слесарем, и испытателем. А учась без отрыва от производства на первом курсе авиационного института, сразу же был назначен технологом. Имел и опыт руководящей работы - был главным инженером механического завода Нижнекамского шинного комбината, помощником генерального директора на Ульяновском авиакомплексе.

В главных недолго ходил: вскоре его назначили директором, хотя и задиристым был, взрывным, правду-матку резал, что называется, не взирая на лица и положения. И завод буквально на глазах стал преображаться, превращаясь от отсталого и забитого проблемами в процветающее предприятие.

Когда весь мир уже делал подъемные краны с телескопическими стрелами, в Союзе продолжали клепать стреловые краны, со слабыми ажурными стрелами. А на подъемные краны японской фирмы "Като", которые были редкими гостями на отечественных стройках, даже специалисты-монтажники смотрели как на сказочного героя. И вот на первом механическом было решено делать такие же краны. Минмонтажтехстрой, к которому тогда относилось предприятие, поддержал самарских краностроителей, валюту на закупку комплектующих выделил и отправил Кузьменко в Страну восходящего солнца на переговоры.

Кузьменко оказался весьма хитрым переговорщиком. Мало того что он не поддался на наживку работников фирмы "Тадано" и не закупил кран в разобранных комплектах за бешеную цену, а сконцентрировался на приобретении гидравлики, да еще сумел включить в договор пункт об ежегодном обновлении спецификации, что позволяло последовательно внедрять свои узлы в замен импортных. И, что особенно важно, - получение ноу-хау на их изготовлении.

Не было бы этого сделано, завод так бы и остался придатком японской фирмы и без нее не смог бы сделать ни одного крана. А так закупив на ивановском станкостроительном заводе станки с числовым программным управлением, в Швеции уникальный станок для изготовление цилиндров гидросистемы, собственными силами производил большинство узлов и деталей. И когда рухнул Советский Союз и с ним централизованная экономика, иссяк государственный источник валютных средств для закупки импортных комплектующих, завод продолжал нормально работать. И сумел освоить выпуск современных кранов грузоподъемностью 25, 32, 40, 60, 100 тонн.

"Сокол" - завод небольшой. Но по мобильности, по своим техническим и потенциальным возможностям может потягаться и с гигантами. Несколько лет назад Министерство путей сообщения решило обновить парк железнодорожных кранов высокой грузоподъемности для аварийного восстановления поездов. Надоело МПС за бешеные деньги покупать их за рубежом.

Выпуск изделия был поручен одному их питерских промышленных гигантов. Время бежало, больше четырех лет прошло, а кран только-только собрали. В полном смысле этого слова с мира по нитке собрали: одним им поворотный механизм делали, другие стрелу изготавливали. Но что-то у них там не заладилось. На счастье, свои услуги Министерству предложил "Сокол". Объявив, что на все про все ему надо девять месяцев. Правда, считалось, что чертежи он получит у своих, питерских коллег. Но коллеги техдокументацию конкурентам отдавать не стали: как хотите, так и выкручивайтесь. И выкрутились. Ровно через девять месяцев железнодорожный кран был готов. Испытания прошли на "отлично". Это при том, что все основные узлы самарцы делали не по кооперации, а самостоятельно. А по цене он получился значительно дешевле, чем у конкурентов. Первый кран был на гусеничном ходу (использовали базу самоходной артиллерийской установки. Он оказался предельно маневренным, бездорожье преодолевал легко. Что тут говорить - военная техника. А следующий кран, заказанный МПС, был уже на железнодорожной платформе.

Не специально изготовленной, а взятой со списанных немецких кранов. База у нашего и немецкого кранов одна, а качество - что неба и земля. Если "немцу" нужно целых четыре платформы, то нашему - одна. Не говоря уже о том, что разворачивание того крана требуется бригада в десять человек и масса времени. А для подготовки самарского - 15 минут достаточно. Вот такая математика. Второй образец, как и первый, был 80-тонником. Потом МПС заказал "Соколу" освоить 60-тонный кран. И это задание было выполнено.

В этом году намечено освоить три новых крана. Два уже готовы. И буквально в ближайшее время будет собрана еще одна новинка - кран совершенно оригинальной конструкции. Первый образец собирается из комплектующих, изготовленных в Германии. А затем постепенно узлы будут замещаться своими, отечественными.

Чем этот кран, грузоподъемностью в 40 тонн, отличается от своих предшественников? Своей конструкцией. Аналогов в мире он не имеет. Не боится бездорожья, а по шоссе может нестись со скоростью до 80 километров в час. Подцепив 13-тонный груз, он вполне спокойно с ним перемещается. В ведь этот кран по своим габиратам чуть больше, легкового автомобиля. Словно змея, под любую арку "заползет", что важно при проведении работ в условиях действующих предприятий и городских ансамблей. И еще одна деталь. Для того, чтобы развернуться, крану достаточно "пятачка" в пять метров. Не каждый легковой автомобиль может сделать разворот на таком участке. В "собранном" состояние стрела у него пять с половиной метров, а "вытянувшись", может вознести груз на целых тридцать метров. Считай , на крышу 10-этажного здания. Вот такое чудо со стрелой и на колесах будет в самом ближайшем будущем выпускаться самарским заводом "Сокол".

Сфера применения нового крана широчайшая: он может использоваться при строительных, монтажных, реставрационных работах. Как на открытых площадках, так и в помещениях. Он будет незаменимым у спасителей МЧС и пожарных. Для всего сгодиться. И имя у него "СТ-2". Спешите делать заказы. Ведь он будет дешевле своего немецкого собрата.

Такой вот подарок готовит своему юбилею коллектив завода. И на 60-м году своего существования механический завод №1, ОАО "Сокол", не потерял бодрости духа и чувство нового. Шагает в ногу со временем. Новый кран, безусловно, техника 21 века.

"Сокол" набирает высоту!

Владимир БАБЕНКОВ. (Соб. "Трибуны").

Для печати



О предприятии | Наши краны | Пресс-архив | Контакты
Российская федерация, 443079, г.Самара, ул. Революционная, 101
Телефон: (846) 260-08-67 (приемная), 260-08-70 (факс)
Электропочта: sokol-kran@mail.ru
© Copyright 2006—2012 ОАО «СОКОЛ»,
© Разработка: InternetElite, © Дизайн: Бойков Илья
Яндекс.Метрика